Ковтун Мария Викторовна Сайт учителя начальных классов.

Сценарий урока по обучению грамоте (чтение)1 Класс.

15 марта 2024

Сценарий урока по обучению грамоте (чтение)

Класс: 1

Учитель: Ковтун Мария Викторовна

МБОУ «Каратузская СОШ» филиал Лебедевская ООШ  

ТЕМА: Звуки [з, з']. Буквы З з.

Цель урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами Зз; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления; учить составлять тексты из 3–4 предложений, сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] и буквах З з.

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Планируемые результаты:

Личностные результаты: Адекватная мотивация: установка на здоровый образ жизни, личная ответственность за свои поступки

Предметные результаты:

Научатся: выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию

Метапредметные  (УУД):

Регулятивные:  формулировать и удерживать  учебную  задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Образовательные ресурсы:

У учителя:

- вербальные: учебник « Азбука» для 1 класса,  часть 1-я., предметные картинки (Зима, зонт)

-аудиовизуальные: презентация « Экскурсия в зоопарк»

- вспомогательные: компьютер, проектор, экран.

У учащихся:

- вербальные: учебник, часть 1, карточки для звуко-буквенного анализа

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, учебный диалог.

 

Ход урока

І.Оргмомент

Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Викторовна.   Сегодня урок  у вас проведу я.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно,

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Как вы думаете , ребята, кто это мог бы быть? (солнышко)

СЛАЙД№2

Это солнце заглянуло

Будто лучик протянуло

Тонкий лучик золотой

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

ІІ. Актуализация знаний

Дыхательная гимнастика

- Ребята, закройте глаза…  Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу.

 

СЛАЙД№3

Речевая разминка

Ра-ра-ра - начинается игра
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро
Са-са-са – в лесу бегает лиса
Со-со-со – у Серёжи колесо

 

СЛАЙД№4

Чтение перевернутого  текста

- Ребята, посмотрите,  сможем ли мы прочитать, что тут написано.

- Как зовут мальчика?

- Что ему купили?

- Что он сделал?

- Молодцы, оказывается и такие тексты мы умеем читать!

ІІІ. Самоопределение к деятельности

 

СЛАЙД№5

- К нам гости кто-то пришел. Послушайте загадки и отгадайте их. Тогда вы узнает, что же это за гость.

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся?    (Зайка)   

 

В коридоре топот ног,

В класс зовёт детей .... (Звонок)

 

Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)

- Что общего в слова-отгадках? (Отгадки начинаются со звука З)

СЛАЙД№6               Тема урока: Звуки [з, з']. Буквы З з.

Цели урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами Зз; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления;

 

- К нам на урок пришла Буква З!                                           

  1. Работа над новым материалом

СЛАЙД№7

-На что похожа буква З?

- На что похожа буква З? (Ответы детей)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

Слайд№8

Определите место звука [з] в этих словах

Коза, роза, зонт, змея, зуб, звезда              

 Молодцы.

 

Слайд№9

-Наша гостья не знает, куда ей надо поселиться? К согласным или к гласным?

- Произнесите ещё раз звуки [з], [з’] и понаблюдайте положение языка, губ, зубов.

- Можно ли их спеть? (Нет.)

- Легко ли проходит воздух? (Нет. Звуки задерживает язык и зубы. Воздух проходит между зубов.)

- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (Согласные.)

Закройте уши и произнесите звук З-з-з.

-Звонкий это звук или глухой?(Звонкий)

СЛАЙД№10

Анализ слов

А) Слого-звуковой анализ слова

- На доске предметные картинки, изображающие зиму и зонт.

– Что изображено на картинках?

– Выполните слого-звуковой анализ слов зима, зонт.

– Выделите согласные звуки [з] и [з’].

– Звуки [з] и [з’] – звонкие; в слове зонт звук [з] твердый, в слове зима звук [з’] мягкий

  1. Чтение слогов с буквой З.

-Вот сейчас мы будем учиться читать слоги и слова с  новой буквой.

Прочитать слоги

Дидактическая игра. «Правильно собери цветок»

СЛАЙД№11

- А теперь прочитаем слова в столбиках хором. (Запись на доске)

- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?

- А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(5)

- Все задания мы выполнили.

Физминутка

  1. Первичное закрепление

СЛАЙД№12

Слоговое лото (работа в группах)

Составить слова (гроза, глаза, коза, забор, занос, засов, заноза, лоза, запор, зима, зубы, золото, зелень)

СЛАЙД№13

- Итак, буква З зовет  нас на экскурсию в зоопарк.

 Знакомство со словом

- В книгах есть картинки и фотографии животных, но живых зверей можно посмотреть в зоопарке. Вслушайтесь в слово «зоопарк», «зоо» означает животное, а слово парк всем вам хорошо известно. Что получиться если соединить эти слова? Парк, в котором живут животные.

- Прежде чем начнем нашу экскурсию по зоопарку, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в зоопарке? (Ответы детей).

  1. Составление правил поведения в зоопарке

Правила поведения в зоопарке

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

СЛАЙД№14

  1. Экскурсия по зоопарку

- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку. Кто же у нас живет в первой клетке?

-Ребята, что вы знаете о слонах? (Ответы детей).

-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? . Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога.

СЛАЙД№15

- А кто это в воде?

Одним из самых крупных африканских животных является бегемот, которого еще называют гиппопотам. Бегемота легко узнать по коротким ногам-тумбам и огромной пасти, которая выглядит весьма устрашающе. Питаются они в основном травой.

СЛАЙД№16

-А это что за зверь? (Ответы детей).

- Правильно! Это лев.

- Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы – хищники. Что это значит?

- Чем питаются львы? (Ответы детей). Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.

СЛАЙД№17

-В зоопарке есть аквариум.

-Ребята, поднимите руки, у кого дома есть аквариум? А какие рыбки?

СЛАЙД№18

-Завершает нашу экскурсию террариум.

Террариум - это особое помещение или емкость для содержания насекомых ящериц, черепах, змей.

-Закончилась наша экскурсия по зоопарку.

 

  1. Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа по учебнику Рассказ «В зоопарке» (учебник, с. 91–92)

А) Работа с текстом.

СЛАЙД№19

-Найдите текст «Зоопарк». Прочитайте хором заглавие. Можно ли по заглавию определить содержание текста?

- Прочитайте текст в полголоса. (самостоятельно)

Чтение текста учителем

Дети читают текст по предложению. 

- Кого увидели дети в зоопарке? (Дети увидели в зоопарке разных зверей.

- Каких зверей?( Льва, слона, сомов и налимов, змей).

- Что есть в зоопарке? (Аквариум.)

- Кто там живём? (Сомы, налимы.)

- Кто особенно заинтересовал ребят? (Змеи.)

- Что вы узнали о змеях? (Мы узнали, как змеи зимуют.)

 

- Ребята, каких животных мы встретили в зоопарке, но в нашем тексте о них ничего не говорится? (В тексте ничего не сказано о бегемоте)

VII. Итоги урока. Рефлексия

- Понравился вам урок?

-Что понравилось? А что не понравилось?

- Ребята, у вас есть смайлики. Оцените себя, свою работу.

СЛАЙД№20

Зеленый смайлик

Урок прошел отлично. Мне было нетрудно. Я доволен работой. Я понял тему урока.   

Желтый смайлик.

Урок прошел хорошо. Мне было нелегко. Я вполне доволен работой. Я должен повторить.

Красный смайлик.

Урок прошел плохо. Мне было очень трудно. Я не доволен работой. Мне нужна помощь.

-Спасибо за работу! Урок окончен.

 

 

Оставить комментарий: