Сценарий урока по обучению грамоте (чтение)1 Класс.
15 марта 2024
Сценарий урока по обучению грамоте (чтение)
Класс: 1
Учитель: Ковтун Мария Викторовна
МБОУ «Каратузская СОШ» филиал Лебедевская ООШ
ТЕМА: Звуки [з, з']. Буквы З з.
Цель урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами З, з; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления; учить составлять тексты из 3–4 предложений, сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] и буквах З з.
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)
Планируемые результаты:
Личностные результаты: Адекватная мотивация: установка на здоровый образ жизни, личная ответственность за свои поступки
Предметные результаты:
Научатся: выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.
Образовательные ресурсы:
У учителя:
- вербальные: учебник « Азбука» для 1 класса, часть 1-я., предметные картинки (Зима, зонт)
-аудиовизуальные: презентация « Экскурсия в зоопарк»
- вспомогательные: компьютер, проектор, экран.
У учащихся:
- вербальные: учебник, часть 1, карточки для звуко-буквенного анализа
Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый
Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, учебный диалог.
Ход урока
І.Оргмомент
Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Викторовна. Сегодня урок у вас проведу я.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Как вы думаете , ребята, кто это мог бы быть? (солнышко)
СЛАЙД№2
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
ІІ. Актуализация знаний
Дыхательная гимнастика
- Ребята, закройте глаза… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу.
СЛАЙД№3
Речевая разминка
Ра-ра-ра - начинается игра
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро
Са-са-са – в лесу бегает лиса
Со-со-со – у Серёжи колесо
СЛАЙД№4
Чтение перевернутого текста
- Ребята, посмотрите, сможем ли мы прочитать, что тут написано.
- Как зовут мальчика?
- Что ему купили?
- Что он сделал?
- Молодцы, оказывается и такие тексты мы умеем читать!
ІІІ. Самоопределение к деятельности
СЛАЙД№5
- К нам гости кто-то пришел. Послушайте загадки и отгадайте их. Тогда вы узнает, что же это за гость.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (Зайка)
В коридоре топот ног,
В класс зовёт детей .... (Звонок)
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
- Что общего в слова-отгадках? (Отгадки начинаются со звука З)
СЛАЙД№6 Тема урока: Звуки [з, з']. Буквы З з.
Цели урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами З, з; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления;
- К нам на урок пришла Буква З!
- Работа над новым материалом
СЛАЙД№7
-На что похожа буква З?
- На что похожа буква З? (Ответы детей)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3
Букву З рисуешь ты.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
Слайд№8
Определите место звука [з] в этих словах
Коза, роза, зонт, змея, зуб, звезда
Молодцы.
Слайд№9
-Наша гостья не знает, куда ей надо поселиться? К согласным или к гласным?
- Произнесите ещё раз звуки [з], [з’] и понаблюдайте положение языка, губ, зубов.
- Можно ли их спеть? (Нет.)
- Легко ли проходит воздух? (Нет. Звуки задерживает язык и зубы. Воздух проходит между зубов.)
- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (Согласные.)
Закройте уши и произнесите звук З-з-з.
-Звонкий это звук или глухой?(Звонкий)
СЛАЙД№10
Анализ слов
А) Слого-звуковой анализ слова
- На доске предметные картинки, изображающие зиму и зонт.
– Что изображено на картинках?
– Выполните слого-звуковой анализ слов зима, зонт.
– Выделите согласные звуки [з] и [з’].
– Звуки [з] и [з’] – звонкие; в слове зонт звук [з] твердый, в слове зима звук [з’] мягкий
- Чтение слогов с буквой З.
-Вот сейчас мы будем учиться читать слоги и слова с новой буквой.
Прочитать слоги
Дидактическая игра. «Правильно собери цветок»
СЛАЙД№11
- А теперь прочитаем слова в столбиках хором. (Запись на доске)
- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?
- А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(5)
- Все задания мы выполнили.
Физминутка
- Первичное закрепление
СЛАЙД№12
Слоговое лото (работа в группах)
Составить слова (гроза, глаза, коза, забор, занос, засов, заноза, лоза, запор, зима, зубы, золото, зелень)
СЛАЙД№13
- Итак, буква З зовет нас на экскурсию в зоопарк.
Знакомство со словом
- В книгах есть картинки и фотографии животных, но живых зверей можно посмотреть в зоопарке. Вслушайтесь в слово «зоопарк», «зоо» означает животное, а слово парк всем вам хорошо известно. Что получиться если соединить эти слова? Парк, в котором живут животные.
- Прежде чем начнем нашу экскурсию по зоопарку, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в зоопарке? (Ответы детей).
- Составление правил поведения в зоопарке
Правила поведения в зоопарке
НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.
НЕ бросайте ничего в животных.
НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
СЛАЙД№14
- Экскурсия по зоопарку
- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку. Кто же у нас живет в первой клетке?
-Ребята, что вы знаете о слонах? (Ответы детей).
-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? . Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога.
СЛАЙД№15
- А кто это в воде?
Одним из самых крупных африканских животных является бегемот, которого еще называют гиппопотам. Бегемота легко узнать по коротким ногам-тумбам и огромной пасти, которая выглядит весьма устрашающе. Питаются они в основном травой.
СЛАЙД№16
-А это что за зверь? (Ответы детей).
- Правильно! Это лев.
- Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы – хищники. Что это значит?
- Чем питаются львы? (Ответы детей). Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.
СЛАЙД№17
-В зоопарке есть аквариум.
-Ребята, поднимите руки, у кого дома есть аквариум? А какие рыбки?
СЛАЙД№18
-Завершает нашу экскурсию террариум.
Террариум - это особое помещение или емкость для содержания насекомых ящериц, черепах, змей.
-Закончилась наша экскурсия по зоопарку.
- Закрепление знаний и способов действий.
1.Работа по учебнику Рассказ «В зоопарке» (учебник, с. 91–92)
А) Работа с текстом.
СЛАЙД№19
-Найдите текст «Зоопарк». Прочитайте хором заглавие. Можно ли по заглавию определить содержание текста?
- Прочитайте текст в полголоса. (самостоятельно)
Чтение текста учителем
Дети читают текст по предложению.
- Кого увидели дети в зоопарке? (Дети увидели в зоопарке разных зверей.
- Каких зверей?( Льва, слона, сомов и налимов, змей).
- Что есть в зоопарке? (Аквариум.)
- Кто там живём? (Сомы, налимы.)
- Кто особенно заинтересовал ребят? (Змеи.)
- Что вы узнали о змеях? (Мы узнали, как змеи зимуют.)
- Ребята, каких животных мы встретили в зоопарке, но в нашем тексте о них ничего не говорится? (В тексте ничего не сказано о бегемоте)
VII. Итоги урока. Рефлексия
- Понравился вам урок?
-Что понравилось? А что не понравилось?
- Ребята, у вас есть смайлики. Оцените себя, свою работу.
СЛАЙД№20
Зеленый смайлик
Урок прошел отлично. Мне было нетрудно. Я доволен работой. Я понял тему урока.
Желтый смайлик.
Урок прошел хорошо. Мне было нелегко. Я вполне доволен работой. Я должен повторить.
Красный смайлик.
Урок прошел плохо. Мне было очень трудно. Я не доволен работой. Мне нужна помощь.
-Спасибо за работу! Урок окончен.